viazmitinova (viazmitinova) wrote,
viazmitinova
viazmitinova

Category:

МАРИЯ СТЕПАНОВА В НЬЮ-ЙОРКЕ

DSC00633DSC00636
Мария Степанова, как написано в объявлении о ее первом выступлении в Нью-Йорке – 5 апреля в Buell Hall Колумбийского  университета, «is one of the most visible public intellectuals in Moscow today». В представлении она не нуждается, - этими словами, оглядев практически полностью заполнившую помещение публику, и открыла мероприятие профессор Колумбийского университета Татьяна Смолярова. Разговоров тоже особо не вели, время, отведенное на «чтения», было заполнено чтением – Мария Степанова читала свои, по ее словам, «старые» и «новые» стихи, и небольшой островок среди англоязычного пространства наполнялся, на мой взгляд, ну просто волшебно звучащей  русской речью. Кружевное плетение смыслов, рождаемое так называемой многоуровневой деформацией словоформ, завораживало, хотя время от времени сознание фиксировало отдельные фразы, как, например, «В смирной глуши облысевшей,/ Родственной, словно кровать», или «И жизнь широкая как штаны», или «Я хочу участвовать в работе/ Лейкоцитов или электронов,/ Быть ударник на заводе плоти,/ Быть набойщик всех ее патронов», или «Вернуться в чертеж пока позовем,/ Во тьме, как часы без завода,/ Забиться под бывшие своды», или… продолжать можно очень долго, и не нужно: практически все есть в сети. И в авторском исполнении тоже, вот здесь, например – спасибо «Литературному радио»:  http://79.137.234.183/litradio_audio_archive/rotation/stepanova/stepanova_letchik.mp3
Кликнув этот адрес, можно прослушать в авторском исполнении и балладу «Летчик», о которой я думала, двигаясь в тот день в сторону Колумбийского университета, что если она не будет прочитала самой Марией Степановой, то попрошу прочесть обязательно. Комментировать этот текст, на мой взгляд, просто удивительный и один из лучших среди написанных авторами поколения Степановой, не буду, написано о Марии Степановой, ее текстах, в том числе и об этом, много, и много чего есть в сети, и все доступно.
Однако – для истории – две вещи.
Открывая чтения, Татьяна Смолярова рассказала, что впервые услышала стихи Марии Степановой 30 лет назад, на конкурсе детского творчества в Московском Дворце пионеров и школьников, в котором она сама участвовала. И до сих пор помнит, насколько сильное впечатление произвели на нее  - уже тогдашние – стихи Марии Степановой, из которых она привела такую строчку: «птицы сшивают желтое с синим».
И еще. В справочных материалах в сети как правило приводятся тексты многих авторов о Марии Степановой, датируемые начиная с 2003 года. Полагаю, есть и более ранние. Лично мне довелось писать о двух первых ее книгах – «Песни северных южан (М.: Арго-риск; Тверь: Kolonna Publications, 2001) и «О близнецах» (М.: О.Г.И., 2001) в год их выхода. Был такой журнал, издаваемый в Москве книжным магазином «Библио-Глобус», он так и назывался. Некоторое время его возглавляла Татьяна Георгиевна Михайловская, стремившаяся напечатать там хотя бы небольшие статьи о малотиражных книгах современной поэзии. В № 6 (15), за 2001 год она поместила мой текст о недавно вышедших тогда книгах Марии Степановой. Сейчас, спустя 12 лет, я бы, понятное дело, написала по-другому, но уж как получилось. Привожу его полностью, пусть будет в сети.
Поэтика Марии Степановой вобрала в себя множество художественных приемов, на разработку которых был так богат ХХ век. Поражает та свобода, с которой она пользуется ими в ходе построения образа — все это напоминает виртуозную оркестровку потока речи. Здесь взаимодействуют и авангардные приемы обращения со словом, и посмодернистские центонность и ирония, и разговорно-просторечные и архаические элементы речи. Сама она об этом сказала так: "То растянусь, то сожмусь я аккордеоном,/ То побегу, то рыдаю, — умею все!". При всем этом ее отношение к слову напоминает хлебниковское — как к значащей материи, а ее лирическая героиня напоминает цветаевскую — ярко выраженным женским началом, взаимодействующим с природными стихиями, — однако в духе времени она весьма склонна к самоиронии:
На тело на голо пальто нахлобуча,
Ключами бренча, в коридоре бегуча,
Животныим я из норы
Гляжу из замочной дыры.
Наиболее интересной частью творчества Степановой являются ее баллады — лирико-эпические тексты, которые заставляют вспомнить и монологи героев Высоцкого, и рассказы Зощенко, и прозу Леонида Добычина — замечательного прозаика 20-30-х годов. Как и он, Степанова показывает, что под поверхностной пленкой культурных и идеологических обстоятельств времени таятся вековечные и таинственные природные стихии, властвующие над жизнью человека. Ее герои — погруженные в "природу жизни" "простые" люди "из народа" — оказываются игрушками в руках загадочных сил, проявляющихся как всякого рода "нечисть" — например, водяной, или нечто, что "гукает в тьме набежалой" "неправильного" леса, или "Небесная Дочка", "живущая во грехе" "наверху", "в бездне бездушной". По мере драматического столкновения с "тусторонним этим холодцом" герои Степановой "глядят" "как в испорченный видик" на "чуднЫе картинки" и в состоянии "сам с собою в разлуке" совершают продиктованные страстью поступки. Выход из этой круговерти и обретение иного вИдения происходит только за пределами жизни — после смерти, как у героя баллады "Беглец", бежавшего из тюрьмы, чтобы спасти от порубки выращенную им березку, и неизвестно по какой причине "зарезанного около Торжка" безымянным шофером. Он видит, что "она ли, не она", но березка его по-прежнему "овевает от души" окружающих, и он обращается с того света: "Будьте счастливы и не греши".
Современную поэзию часто упрекают в элитарности и зацикленности на решении собственных, то есть  языковых, проблем. В отношении же Степановой можно сказать, что, оставаясь элитарным поэтом, она прорывает рамки элитарности и выходит к широкому читателю, одновременно решая тем самым языковую задачу, стоящую перед современной поэзией.
И вот еще несколько фото:

DSC00638 DSC00643DSC00639
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments